Две России в романе А.С.Пушкина

 «Капитанская дочка».

 

 «…лучшие и прочнейшие изменения

суть те, которые происходят

от улучшения нравов, без всяких

насильственных потрясений».

А.С.Пушкин

 «Капитанская дочка».

 

  Цели урока:

 

Общая – подвести учащихся к тому, что Дом предстаёт как порядок, где всё делается по совести и чести, где люди верны долгу,  где юные воспитываются и словом, и делом в правильных понятиях и поступках, где человек защищён от подлости, жестокости, бесчестия, что Дом – это Россия;

Частные – ответить на вопросы:

1.     Что есть Дом?

2.     Что значит Дом в представлении героев романа?

3.     Что вкладывает А.С.Пушкин в понятие «Дом»?

 

                                               Ход урока.

 

1.Вызов.

Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения М.Ю.Лермонтова «Мой дом».

Мой дом везде, где есть небесный свод,

Где только слышны звуки песен,

Всё, в чём есть искра жизни, в нём живёт,

Но для поэта он не тесен.

До самых звёзд он кровлей досягает,

И от одной стены к другой

Далёкий путь, который измеряет

Жилец не взором, но душой.                                                                      

Есть чувство правды в сердце человека,

Святое вечности зерно:

Пространство без границ, теченье века

Объемлет в краткий миг оно.

И Всемогущий мой прекрасный дом

Для чувства этого построен,

И осуждён страдать я долго в нём,

И в нём лишь буду я спокоен.

-О чём это стихотворение Лермонтова? Какое ключевое слово?(дом)

Что значит дом для поэта?

(Для лирического героя невозможен Дом на земле. Судьба Лермонтова складывалась так, что дома у него не было. Ранняя смерть матери, противоестественная разлука с отцом – всё заставляло его чувствовать себя бездомным: этого духовного бездомья не могла преодолеть даже преданная любовь бабушки Е.А.Арсеньевой)

В русской литературе идея Дома и Бездомья очень важна и привлекала внимание многих писателей. Более того, критики даже причисляют поэтов и писателей по общей направленности их творчества к «литературе Дома» или « литературе Бездмья.». Произведения  М.Ю.Лермонтова относят к «литературе Бездомья.»

 

 

-А что для вас ДОМ? Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим понятием?

Составление кластеров.

                                   ДОМ

(Семья, любовь, родина, родители, дети, мир, лад, гармония, тепло, свет, приют, понимание, помощь, комфорт, долг, единение, праздники, будни, гости, женщина, хозяин, покой, уют, крепость, красота, убежище, опора.)

Учитель работает у доски вместе с детьми.

-В ваших ответах прозвучали такие понятия, как ОПОРА, ЗАЩИЩЁННОСТЬ, ЕДИНЕНИЕ, СЕМЬЯ, МИР, ПОКОЙ, ТЕПЛО, ПОРЯДОК.

Нас сегодня будет интересовать именно такое понимание Дома.

ДОМ?

                  Что значит ДОМ для героев романа?

                       Что вкладывает А.С.Пушкин в понятие «ДОМ»?

                Произведения А.С.Пушкина– это «литература Дома или Бездомья»?

 

 

2.Осмысление

Обратимся к самому произведению.

- Как А.С.Пушкин показывает дворянство в романе – в образах отдельных персонажей или монолитно?

(В образах отдельных персонажей: Гринёва, Швабрина)

- Образы дворян даны подробно, полно или намечены пунктиром?

- Как показан народ? Если в романе отдельные персонажи – представители народа или это толпа?

(Есть отдельные персонажи- Мироновы, Савельич, Пугачев.)

- Выделяются ли в окружении Пугачёва отдельные лица?

(Хлопуша, Белобородов – генералы Пугачёва )

 - Почему же Пугачёв объявил себя царём?

(Желание сделать добро всем всем бедным людям, установление справедливой власти.)

- Почему народ поднялся? Против чего и против кого?

Мы определили круг вопросов, которые, наверное, задавал себе и Пушкин. Ответом на них стал роман «Капитанская дочка». Попробуем разгадать пушкинские ответы.

-По жанру «Капитанская дочка»- это повесть, а по содержанию – роман. Общеизвестно, что Пушкин отразил в этом произведении своё понимание будущего России. Изобразил, что может ожидать Россию? Какие трагедии и потрясения?

 -Как вы думаете, на какие вопросы надо ответить, чтобы понять всю сложность идейного содержания?

-Через кого выражает ?(Через героев.)

         Какую роль играет каждый герой в раскрытии замысла романа?

         Как проявляется их характер в ситуации жизненного выбора?

         Остаётся ли человек верен долгу, слову?

         Существуют ли для героев какие-то нравственные ценности?

Понятия «любовь», «благородство», «честь» сами по себе не возникают в сердце человека, становление души происходит в отеческом доме.

Предстоит работа в группах. Необходимо рассмотреть этих героев по отношению к основным нравственным принципам.

1-я группа исследует образы дворян Мироновых – их понимание Чести, Долга, отношение к простым людям (народу). Дом в их представлении.

2-я группа исследует характер Швабрина, его отношение к Чести, Долгу, Дому.

3-я группа – пугачёвская «шайка» - их прошлое, понятие Чести, Долга, Дома.

4-я группа – образ Гринёва, его отношение к Чести, Долгу, Дому.

5-я группа – Пугачёв, его понимание Чести, Долга, Дома. Пугачёв - народный заступник или бунтовщик – как представил его Пушкин?

6-я группа –Савельич, его понимание Чести, Долга, Дома. Куда его отнести – к дворянам или к народу?

7-я группа – что для Пушкина важнее: показать социальное размежевание дворян и простых людей или размежевание по нравственным принципам? Разъясните и подтвердите материалами романа слова Гринёва: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

 

Учащиеся работают по группам.

 

-Выступление групп.

 

 

 

 

 

 

      САВЕЛЬИЧ

                                                   Честность

Доброта

Преданность тому, кому служит

Народное представление совести и правды

Во власти традиций

Ответственность за порученное дело

(занимается воспитанием Петруши)

отцовская искренняя любовь к Петру Гринёву

преданность любимому человеку

самоотверженность

по законам Божьим

 

 

 

 

 

 

Андрей

 Петрович

Гринёв

 

 

 

 

 

 

 

Строгость

Истинная родительская любовь к сыну

(в христианском понимании родительская любовь – долг, обязанность воспитывать ребёнка добрым словом, добрым примером)

человек чести и долга

(Честь, Долг, Отечество – святые слова)

твёрдый и мужественный характер

(Андрей – греч. «мужественный, храбрый»

Пётр – греч. «скала, утёс, каменная глыба»)

живёт по традиции

по законам христианской совести

доброта

радушие

 

 

 

 

 

 

 

 

     Мироновы

 

 

 

 

 

Душевное единение, любовь и верность мужа и жены

Патриархальность быта и следование народным традициям

Верность долгу, слову и присяге

Преданность тому, кому служит (не способен на измену и предательство – примет смерть, но не изменит, не отступится от исполнения службы)

Человеколюбие

Милосердие

Справедливость

Честность

Доброта

Смирение

Послушание

Мужество (пред смертью )

По законам христианской совести

Радушие

Ценят в человеке душевные качества, а не титул

 

 

 

 

 

 

 

Швабрин

 

 

 

 

Знатной фамилии

Погубил не только чужую душу, но и свою

Не существует для него границы между добром и злом

Злоба месть

Не знает милосердия

Не стал достойным человеком и офицером

Предательство

Обман

Подлость

Бесчестие

Дом-я, где на данный момент хорошо, там и он.

Пытается создать семью путём насилия.

 

 

 

 

Пугачёв

 

 

 

 

По официальной версии из письма:

донской казак и раскольник,

злодей и самозванец.

Для защитников крепости:

бунтовщик и разбойник,

мошенник,

изверг, обманщик, бестия

пьяница («Кто не поп, тот  батька»).

Но с другой стороны:

хладнокровие, сметливость, ум, связь с народом, честность.

Долг: защищать всех невинных и обиженных от злодеев.

Пытается построить Дом по справедливости, но «отец» не сумел поднять своих «детей»до нравственных высот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пётр Андреевич Гринёв

 

 

 

 

 

 

Доброе имя

Человек долга и чести (предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга и чести, отказывается от присяги Пугачёву и любых компромиссов с ним )

Устремлён к дому (отстаивая своё право на счастье, совершает смелый, отчаянный поступок – поездка в мятежную слободу; во время суда, снова рискуя жизнью, он не считает возможным назвать имя Маши Мироновой, опасаясь, что она будет подвергнута унизительному допросу)

 

 

-В романе «Капитанская дочка» А.С.Пушкин исследует не социальные корни восстания Пугачёва, а нравственное размежевание людей по самым главным позициям - отношению к Чести, Долгу, Дому.

Идея семейная, соборная, идея Дома вынесена на первое место. Дом предстаёт как порядок, где всё делается по совести и чести, где люди верны долгу, где юные воспитываются и словом, и делом в правильных понятиях и поступках, где человек защищён от подлости, жестокости, бесчестия. Кажется, что Швабрин тоже стремится к дому: он объявляет Машу своей невестой. Но Пушкин ясно показывает, что чистые, благородные побуждения не могут быть осуществлены обманом, подлостью, бесчестием. И человек должен быть прежде всего свободным.  

Роман «Капитанская дочка» о частной жизни многих людей, но и о Доме. И хотя Пугачёв провозглашает себя царём, его называют «отцом», «батюшкой», он проявляет попытки собрать, восстановить Дом по справедливости, но и в этом массовом явлении, как и в единичном случае со Швабриным, путём насилия, грабежей, пожаров и убийств Дом не построить, стихию «толпы не остановить.

 

-На какие группы можно разделить героев по отношению к Дому?

            (Устремлены к дому и разрушают дом)

-Что ещё вкладывает Пушкин в понятие «Дом»?

(Дом для него – это Россия, где соблюдаются традиции и устои, где люди верны своему долгу, слову, живут по чести и  христианской совести.  Любовь Пушкина к родине как любовь к родному очагу. Пусть дом этот не во всём обустроен справедливо, но это именно ДОМ,  и история России воспринималась Пушкиным в её единстве, как история его рода.)

-К какой литературе мы отнесём Пушкина?

(Пушкин весь устремлён к Дому – его теплу, уюту, его бесконечной ценности в человеческом бытии. Для него обретение Дома – непременное условие «самостоянья человека, залог величия его». Герои Пушкина устремлены к Дому.)

-Как вы думаете, почему Пушкину важно было закончить эту повесть упоминанием о продолжении рода?

(Петр Гринёв и Маша Миронова – достойные дети достойных родителей. Автор дарует своим героям и семейное счастье, и благоденствие их потомству. Дети Петра Гринёва и Маши Мироновой впитают лучшие качества своих родителей: верность и преданность, человеколюбие и милосердие, справедливость и честность.)

 

-К роману «Капитанская дочка» в черновиках есть пропущенная глава. В ней постаревший Петр Андреевич Гринев прямо обращается к своему сыну, а может быть, внуку:

«Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений.»

Понятно, что такие строки Пушкин не мог сдать в цензурный комитет. Но мы имеем возможность их прочесть и принять завет Гринева как послание великого поэта потомкам, как назидание в собственной жизни.

 

Как вы понимаете эти слова?

  

Домашнее задание: найти и записать пословицы и поговорки о роде-племени.

  

Пословицы и поговорки о роде-племени.

 

 

От яблоньки яблочко, а от ели шишка.

 

Каково деревце, таковы и яблочки.

 

Каков корень, таков и отпрыск.

 

От доброго дерева добрый и плод.

 

Что посеяно, то и вырастет.

 

Из роду в род такой же урод.

 

Не далеко от дерева яблочко падает.

 

От терновника не жди винограду.

 

Каков батюшка, таковы у него и детки.

 

По матери дочка, по отцу сынок.

 

Бел лицом, да худ отцом.

Hosted by uCoz