Развитие способностей детей через организацию сотрудничества и взаимодействия в процессе обучения.

 

 

     Учебное сотрудничество, направленное на воспитание ученика, способного учить, менять самого себя, включает в себя не только учебное сотрудничество со взрослым, но и учебное сотрудничество со сверстниками. Я считаю, что групповая работа - одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

- дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;

- дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса;

- дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (в 1 классе - это функции контроля и оценки, позже - целеполагание и планирование);

-дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь в содержание обучения.

      Еще до поступления детей в первый класс, проводя курс «Введение в школьную жизнь», я даю задания в группах и просто наблюдаю, насколько они умеют взаимодействовать друг с другом  при выполнении полученного задания. Но уже в первый месяц первого класса начинаю вести упорную работу в этом направлении. Очень многое, конечно, зависит от подбора детей. Сейчас речь идет о моих нынешних учениках. Работать в группах, можно сказать, не умели вообще. Не могли договориться, не хватало кругозора, а учебный материал только-только начинали изучать (это то, на что я рассчитывала опираться, строя групповую работу).  И, честно говоря, я терялась, когда группы одна за другой вставали и говорили, что у них нет вариантов, ответ не готов и т. д.

      Передо мной встали два вопроса:

- в какое время проводить работу;

- на каком материале работать.

      Первый вопрос разрешился быстро. Я взяла несколько уроков «Круг», которые поставлены первым часом.

      Чтобы плодотворно построить работу по налаживанию процесса сотрудничества между учащимися, я решила «опереться» на творческие способности и фантазию детей. Материал для групповых заданий пришлось поискать. Советую всем учителям для этих целей использовать серию книг авторов А. А. Лопатиной и М. В. Скребцовой:

- « 60 творческих игр для больших и маленьких».

- « Секреты мастерства» (62 урока о профессиях и мастерах).

- « Начала мудрости» (50 уроков о добрых качествах).

- «Ступени мудрости» (50 уроков о добрых качествах).

- Для старшеклассников: «Вершины мудрости»

   (50 уроков о смысле жизни).

- «Беседы и сказки о семье» (для детей и взрослых).

       

        Работа в группах на уроке может быть запланирована, а может возникать спонтанно. Если планирую работу, то стараюсь подбирать такие задания, при выполнении которых у детей возникнут друг к другу вопросы, спор. И если это случится, учитель может торжествовать. Стоит избегать заданий, которые требуют выполнения простых операций: сосчитать, вставить и т. д. Они не дают практически никакой пользы, никакого развития.

        Бывает незапланированная работа в группах. Каждый из вас, наверное, бывал в такой ситуации: задаешь вопрос классу - тишина. Вот в такой ситуации я прибегаю к помощи групп. В группах обязательно появится  какой – нибудь вариант, и тогда урок пройдет еще интереснее и плодотворнее.

       Уже в третьем классе мои ученики участвуют на городских и республиканских интеллектуальных играх ( в т. ч. в групповом туре).

Для этого подготовка нужна более высокого уровня, и группе предла-

гаются  задания качественно другие.

        Во- первых, я знакомлю детей с критериями, по которым их оценивают судьи. Вот они:

1. Начальный этап работы над заданием:

     - взаимная проверка понимания задачи всеми членами группы;

     - намечено ли видение конечного результата;

     - построена ли схема работы группы.

2. Решение организационных вопросов.

     - распределены ли роли;

     - участие в выдвижении версий всеми членами группы;

     - выслушивание версий;

     - аргументация версий;

     - проверка понимания версий;

     - принятие версий без анализа( минус 2 балла );

3. Стадия рефлексии способа решения.

     - остановка потока непродуктивных версий;

     - Выделение предложений, относящихся к проектным решениям;

     - обоснованность предложений;

     - анализ способа решения;

     - умение держать цель задания.

4. Коммуникативные умения.

     - соблюдение процедуры обсуждения;

     - эмоциональное принятие членами группы друг друга;

     - умение слушать других;

     - эмоциональная устойчивость на реакцию членов группы.

5. Представление результатов работы.

     - оформление работы:

·        схема,

·        словесное описание,

·        симбиоз;

- забота о читателе (читабельность);

- обоснованность конкретными знаниями.                

6. Выступление группы.

- последовательность, систематичность доклада;

- содержательность решения;

- умение показать и доказать точку зрения команды;

- соответствие представленных результатов фактически проделанной работе.

По четырем этапам дети к 3 классу практически подготовлены. Но для судей они должны более четко построить вводную часть работы. В группе: распределить роли, уяснить задание… Невозможно создать какой – то алгоритм выполнения группового задания, т. к. задания разные, требующие знаний в различных областях и различных форм выполнения этого задания. Поэтому мы с детьми разбираем общие этапы работы, которые они могли бы применить к любой частной задаче:

       - получили задание;

       - уяснили индивидуально;

       - проверили, что все поняли задание;

       - набросали «кучу» идей, зафиксировали;

       - исходя из записанного, выбираем форму.

 

   Положительным результатом работы по формированию умения сотрудничать и взаимодействовать на уроке и во внеурочное время считаю успешное выполнение проектной задачи по русскому языку и математике по итогам 3 класса, которую я поставила перед детьми в мае месяце. На работу отводилось пять дней. Лично я, как учитель, преследовала такие цели:

      - выявить уровень сформированности умения взаимодействовать в

        группах;

      - определить степень усвоения общих способов действия при выполнении задания;

      - умение отрефлексировать свои действия.

   А перед детьми стояли задачи:

      - определить критерии работы над проектом;

      - выбрать форму работы над проектом;

      - правильно распределить время работы над проектом;

      - безошибочно выполнить представленные задания по предметам.

   Также в конце 3 класса на одном из уроков русского языка, благодаря групповой форме работы, мы составили «Справочник по русскому языку для 3 класса РО» в котором соединили модели по всем изученным разделам за год. Мы гордимся тем, что до нас такого справочника вообще не существовало.

 

   И в конце хотелось бы сказать, что в групповой работе, как нигде, многое осваивается практически, поэтому учащиеся обычно не начинают делать правильно сразу после того, как им объяснили нормы и процедуру групповой работы. Нужна практика, опыт, разбор ошибок. Нормы имеют обыкновение осваиваться медленно. Это требует от педагога определенной терпеливости, умения ждать, не ожидать быстрых результатов. Поэтому работа не закончена, она будет продолжаться и дальше.     

Hosted by uCoz