Методическая разработка по теме

            «Показательная функция, уравнения и неравенства».

 

 Цель  работы:

Систематизация материала по теме «Показательная функция, уравнения и неравенства».

 

Задачи:

1.     Систематизировать способы решения показательных уравнений и неравенств.

2.     Разработать  материал для организации контроля за усвоением  темы.

3.     Разработать  тематическое планирование изучения материала, выделив инвариантную и вариативную части знаний и умений учащихся.

 

 

 

Данная тема изучается в 10-11 классах, в зависимости от учебника, по которому ведется обучение.

Основная цель изучения темы определена в программе  - познакомить учащихся  с показательной функцией, научить решать показательные уравнения  и неравенства, системы показательных уравнений.

Тема является относительно простой для усвоения школьниками, поэтому вызывает  у них  интерес.  Она является базовой для подготовки учащихся к  введению понятия логарифма, логарифмической функции и ее свойств.

 Показательные уравнения и неравенства часто встречаются на выпускных экзаменах, без умения их решать невозможно успешно сдать Единый государственный экзамен  или вступительный экзамен по математике. Задания с использованием показательных функций и показательных уравнений и неравенств и систем уравнений являются весьма популярными заданиями во всех вариантах тестов ЕГЭ. Таких заданий всегда не менее 2-3 в разделе А,  не менее 1 в разделе В  и не менее 1 в разделе С. Причем это часто С1, т.е. вполне доступное многим школьникам задание, а также С3 и С4 -  наиболее сложное задание повышенной трудности.

Опыт показывает, что, довольно легко решая простые показательные уравнения и неравенства,  которых много в  учебниках, школьники тем не менее, теряются при необходимости решить чуть более сложное уравнение

или упростить выражение, содержащее показательное выражение.

Работая в последние годы на подготовительных курсах Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации, сталкиваюсь с тем, что выпускники 11-ых классов  слабо владеют  

способами   решения показательных уравнений, формально и поверхностно усваивают свойства показательной функции, не умеют  применять свойство монотонности показательной функции  при решении показательных неравенств.  

 

Тематическое планирование  темы  «Показательная функция, уравнения, неравенства».

Тема урока

Показательная функция

Показательные уравнения

Показательные неравенства

Системы показательных уравнений

Кол-во часов

Что должен знать ученик

а) инвариантная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) вариативная часть

 

 

 

 

Определение показательной функции, три основных свойства показательной функции

 

 

 

 

 

 

То же самое

 

 

 

 

Знать вид показательных уравнений, алгоритм решения простейших показательных уравнений   QUOTE  

 

 

Знать алгоритм решения показательного уравнения  QUOTE  , однородных уравнений второго порядка, уравнений с модулем; решаемые с помощью разложения на множители; уравнение вида  QUOTE  

 

 

 

 

 

Знать определение и вид показательных неравенств, алгоритм решения  QUOTE  , метод замены

 

 

 

 

 

 

Знать алгоритм решения показательных неравенств  QUOTE  

 

 

 

 

Способ подстановки решения систем, способ сложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способ подстановки решения систем, способ сложения, метод замены переменных

Что должен уметь ученик

а) инвариантная часть

 

 

 

 

 

 

б) вариативная часть

 

 

 

 

Строить график показательной функции

 

 

 

 

Уметь строить графики показательной функции вида  QUOTE  находить область значений показательной функции

 

 

 

 

Уметь решать  показательные уравнения вида 

 QUOTE  

 

Уметь решать показательные уравнения вида  QUOTE  , однородные уравнения второго порядка, уравнения с модулем, уравнения вида   QUOTE  

 

 

 

 

Решать показательные неравенства по алгоритму

 

 

 

 

 

 

Уметь решать показательные неравенства вида  QUOTE  

 

 

 

 

Решать системы показательных уравнений и неравенств способом подстановки и способом сложения

 

 

 

 

Решать смешанные системы

Контроль знаний, умений, навыков

Практическая работа

Тестовая работа

 Разноуровневая самостоятельная работа

Контрольная работа, зачет


 

      Виды показательных уравнений

1.      QUOTE  

2.      QUOTE  

3.      QUOTE  

4.      QUOTE  

5.      QUOTE  

6.     Однородные уравнения второго порядка

7.     Уравнения с модулем

8.     Уравнения, решаемые с помощью разложения на множители

9.     Смешанные уравнения

10. Уравнения вида  QUOTE  

 

Методы решения показательных уравнений

1.     Приведение к одному основанию

2.     Сведение к квадратному уравнению

3.     Разложение на множители

4.     Решение уравнений вида  QUOTE  

5.     Использование свойств монотонности показательной функции  QUOTE  

6.     Графический способ 

Практическая работа

 

1. Постройте на одном чертеже графики функций: ,

2. Найдите область значений каждой из этих функций на данном отрезке.

3. На каком отрезке надо задавать  функцию: а) ; б) ; в) , чтобы ее областью значений был данный отрезок?

 

Вариант I

Вариант II

Вариант III

Вариант IV

1.     а = 2

2.     [-2;3]

  1. a =
  2. [1;2]

1.     a =

2.     [-3;2]

3.     a) []

     б) []

     в) []

1. a =

2. [1;2]

  1. a) []

     б) []

          в) []

 

Ответ: Вариант I: 2. []; []; [].

Вариант II: 2. []; []; [].

Вариант III: 2. []; []; [].

                     3. [2;3]; [0;2]; [-3;4].

Вариант IV: 2. []; []; [].

                     3. [0;2]; [0;2]; [1;2].

 

  

                       Тестовая работа

 

1. Сравните n и k, если верно неравенство

<

A. n = k           Б. n > k            В. n < k           Г. Нельзя определить

 

2. Решить уравнение  .

A. x = 3           Б. x = -3            В. x =            Г. x =

 

3. Какой из графиков является графиком функции ?

А. 

 

4. Решите уравнение .

A. x = 3           Б. x = 4            В. x =            Г. x = -3

5. Решите уравнение .

A. x = 0           Б. x = 0 и  x = 2           В. x = 2           Г. x = 0 и  x = 1           

 

Ответ: В Г Г А В

 

 

 

             Самостоятельная работа

                                                       

 Вариант 1                                

1.Решите уравнение:

а);            б) .

2.Решите неравенство:

а) ;          б) ;

  Вариант  2

1.Решите уравнение:

а);          б) .

2.Решите неравенство:

а) ;           б) .

 Вариант  3

1.Решите уравнение:

а);            б) .

2.Решите неравенство:

а) ;           б) .

  Вариант  4

1.Решить уравнение:

а)  ;            б)

2.Решите неравенство:

а)      б)

 

 

  Вариант   5

1.Решите уравнение:

а);          б)

2.Решите неравенство:

Вариант   6

1.Решите уравнение:

а);                   б) .

2.Решите неравенство:

.

 

 Вариант  7

1.Решите неравенство .

2.Решите уравнение:

а)  ;           б) .

 

 Вариант  8

1.Решите неравенство .

2.Решите уравнение:

а)  ;           б) .

 

 Контрольная работа

                         

 

            Вариант 1                                                                   Вариант 2

 

1.Решите уравнение:                                     1.Решите уравнение:

 

а)                                                         а)

б)                                                  б)

в) .                                          в) .

 

 

2.Решите неравенство:                                 2.Решите неравенство:                              

 

а) ;                                                         а) ;

б)                                                       б)

в)                                          в)

 

3.Найдите все такие t, что                             3.Найдите все такие t, что

.                                         .

 

4.При каких значениях а                               4.При каких значениях а

уравнение                 уравнение

имеет ровно один корень?                             имеет ровно один корень?

 

 

Зачет

по теме  «Показательная   функция,  уравнения и неравенства» ,10 класс.

Цель зачета:

Проверить знание основных теоретических вопросов темы: "Показательная  функция", умения решать показательные  уравнения и неравенства.

План урока:

I.Исторический обзор.

II.Теоретические вопросы.

III.Обязательные задачи.

IV.Дополнительные задачи

V. Подведение итогов.

Ход урока:

         I.Историческая справка (сообщение подготовлено учеником и рассчитано на 4-5 мин)

      II.Теоретические вопросы: - 10 мин (в режиме взаимоконтроля, результаты заносятся в рейтинговую таблицу).

1)     Функция  какого вида называется показательной?

                      2)  Область определения показательной функции?

D(f)=(-?;+?).

  3) Множество значений показательной функции?

                                                           E(f)=(?;+?).

4)     Как зависит изменение показательной функции от основания a?

5)     Перечислить основные свойства степеней. 

                      6) Что можно сказать об основании показательной функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

график при 0<a<1
 

график при a>1

 

                           

7)     Записать решение уравнения ax = ac

a > 0, a?1

                        8) Записать решение неравенства ax > ac

III. Обязательная часть.  Учащимся предлагаются 4 варианта заданий, которые они выполняют индивидуально. Проверка в режиме самоконтроля по готовым ответам. Если задача решена неверно, то ученик  находит ошибку и доводит решение до конца. Результаты заносятся в рейтинговую таблицу.

1 вариант

1.  а) Изобразить схематично график функции  у = .

 б) Сравните значения функций  и ;  и

2.Решить уравнения: а)   = 125; б)    +  = 9. в) - 4. +3 = 0.

3. Решить неравенство:    1.

2 вариант

1.  а) Изобразить схематично график функции  у =

б) Сравните значения функций   и  и

2.Решить уравнения: а)  = 81; б) + = 26;  в)  - 8.+7 = 0.

3. Решить неравенство:   >  0,16.

                                                        3 вариант

1.  а) Изобразить схематично график функции  у = .

б) Сравните значения функций  и ;  и .

2.Решить уравнения: а)   = 216; б) +  =0,11;  в)  - 6.+5 = 0.

3. Решить неравенство:     

4 вариант

1.  а) Изобразить схематично график функции  у =   

 б)   Сравните значения функций     и   ;  и .

2.Решить уравнения: а) =1; б) +4.  + == 20;  в) - 14.-32 = 0.

3. Решить неравенство:  .

IY.Дополнительная  часть. Учащимся, выполнившим обязательную часть, предлагаются на выбор задачи более  сложного уровня, которые оцениваются оценкой «4» или «5». Проверка по готовым ответам  или сдаются на проверку учителю.

Задания на «4». Решить показательные уравнения и неравенства:

                   Вариант 1                                                Вариант 2

1.==.                                          1. 16.=

2.< 1.                                                                     2.  <

         Вариант 3                                                             Вариант 4

1.     2.                        1.

2.     <                                       2.

Задания на «5». Решить показательные уравнения и неравенства.

  Вариант 1                                                                              Вариант 2

1.                                                 1.0

2.                                                                            2.

 

 

 Вариант 3                                                                             Вариант 4

1.                                                      1.

2.                                                                        2.

Y. Подведение итогов.

Ученики сдают работы с обязательной частью, дополнительные задачи и  рейтинговые таблицы на проверку  учителю. Учитель объявляет итоги зачета для тех учащихся, кто сумел справиться с заданиями  и получить оценку.   

 

Hosted by uCoz