Работа со способными детьми.

(из опыта работы)

Прежде чем говорить о конкретных методах работы со способными детьми, выясним, чем отличаются понятия лспособность╗ и лодаренность╗.

 Долгое время лодаренность╗ считалась синонимом лспособности╗. Такие известные ученые Ц психологи как Л.С.Рубинштейн, А.Р.Лурия, Б.М.Теплов изучали проявления одаренности. Они сошлись во мнении, что рассматривать одаренность надо как совокупность способностей.

Одаренность Ц это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность выполнения определенной деятельности.

 Отечественные психологи выделяют следующие особенности одаренных людей:

- яркое воображение;

- способность к нестандартному восприятию;

- интуиция;

- любознательность;

- оригинальность;

- конкретность мышления и некоторые другие.

 Для проявления и развития одаренности требуется высокая работоспособность, самоотдача человека, устойчивая мотивация, овладение знаниями и умениями в отдельной области деятельности.

Исходя из вышесказанного, я считаю более правильным использование термина лспособность╗ в отношении тех детей, о которых далее пойдет речь. В работе со способными детьми хочу остановиться на нескольких моментах:

- готовность ребенка к школе, его мотивация;

- создание условий для раскрытия способностей;

- индивидуальная подготовка;

- групповая работа;

- стиль работы учителя.

В классы развивающего обучения (система Эльконина Ц В.В.Давыдова) дети набираются по рекомендации психолога после проводимого тестирования. Оно направлено на изучение готовности ребенка к обучению в школе, его мотивации.          

Психологическое диагностирование не является методом, позволяющим определить одаренность детей. Обучение в начальной школе направлено на формирование умения учиться.

Большое значение в этом вопросе имеет мотивация, с которой ребенок приходит в школу. Ребенок, имеющий учебную мотивацию, даже при средних способностях добьется в обучении лучших результатов, нежели другой с более высоко развитыми интеллектуальными способностями.

Поэтому цель работы учителя в 1 классе Ц удержать на высоком уровне и повысить низкую мотивацию учащихся. Не секрет, что первоклассники стремятся к лвзрослости╗, желают быть не детсадовцами. Мне помогает в этом программа лСодружество╗. Ее цель -  поддержать мотивацию и дать возможность проявить себя каждому ребенку. Например, выбирается звезда недели. Именно этого ребенка в течение отведенного времени необходимо узнать, дать ему возможность лпоказать╗ себя. Также организуются тематические дни: день друзей, фруктов, мечты, танцев и т.д., где каждый ребенок имеет возможность обнаружить свои интересы, способности. Уже на этом этапе школьной жизни выделяются лодаренные╗ дети. В них много инициативы; они все время что-то придумывают, стремятся быть лидерами. Развивающее обучение как нельзя лучше подходит для них. Оно позволяет удовлетворить познавательную потребность, использовать интеллект, а не загружать память. Что и приводит к  сдвигам в мотивации учащихся.

Переломным является 3 класс. Начинает проявляться избирательное отношение к отдельным учебным предметам. Работа со способными детьми должна стать целенаправленной. С начала года я организую дополнительные занятия с этими детьми. Как правило, в группу входит 6 Ц 8 учеников. Занятия провожу индивидуальные и групповые. В первом случае ребята получают задания повышенной трудности, с элементами логистики. После их выполнения обсуждаем варианты решений, выбирая не просто правильные, а наиболее полные и рациональные. Групповые формы работы дают ребенку возможность утвердиться в себе, проявить свои знания в микроколлективе. В этом виде работ предпочтение отдается заданиям проектной направленности.

Следует отметить, что не все способные дети могут плодотворно работать в группе. Для них характерно лидерство, неумение принять мнение другого члена группы. Были случаи, когда один доминирующий ученик луводил╗ всю группу по ложному пути. Цель учителя на данном этапе - научить ребят объединять свои способности, а не выпячивать собственное Я.

Если в 1-2 классах способные ребята стараются ответить быстрее всех на поставленный вопрос, то в 3-4 -  задают вопросы, которые и показывают, на сколько глубоки размышления ребенка в данной области, рассуждают, доказывая собственную точку зрения.

Важна также позиция учителя. Не спешите отвечать на все вопросы детей. Дайте возможность подумать, поискать ответ самим. Именно наиболее способные ученики, неудовлетворенные своими результатами и знаниями, способны к саморазвитию. Они неустанно занимаются самообразованием. Случается, что ответ на вопрос проходит через какое-то время, когда появляются новые знания, объясняющие причину незнания. Зато какое удовольствие получают ребята от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей, а самое главное Ц от познания нового.

Большое значение в развитии способных детей имеет участие в олимпиадах и конкурсах различных уровней. Им предоставляется возможность попробовать свои силы среди ллучших╗. У одних Ц самооценка повышается, другие Ц наоборот лопускаются с небес на землю╗.  Как в любом деле, опыт очень важен. Попробовав свои силы в одной олимпиаде, они уже сами легко ориентируются в подобных ситуациях.

Выражения лспособные ученики╗, лодаренные дети╗ - весьма условные. Этими терминами (применительно к умственной сфере школьников) обозначают учеников с необычно ранним умственным подъемом, с яркой выраженной тех или иных специальных умственных свойств, с признаками благоприятных предпосылок развития научного таланта. Но поскольку речь идет о детях, все эти характеристики имеют значение только чего-то предварительного: проявившиеся особенности могут не получить ожидаемого развития, остаться нереализованными. В японском фольклоре есть выражение: лВ десять лет Ц гений, в пятнадцать Ц талант, а в двадцать Ц обыкновенный человек╗. Наша цель Ц создать условия и помочь раскрыться лгениям╗, чтобы они не стали обыкновенными людьми.

 

Литература

1.      Е.П.Ильин. Мотивация и мотивы. Ц СПб.: Питер, 2000.

2.      Е.П.Ильин. Психология индивидуальных различий. Ц СПб.: Питер, 2004.

3.      Е.Ф.Рыбалко. Возрастная и дифференциальная психология. Ц СПб.: Питер, 2001.

Hosted by uCoz