Развитие детского голоса
Развитие детского голоса –
это качественные и количественные изменения состояния голосового аппарата и
основных характеристик его звучания, а так же развитие специфически вокальных
способностей. Сюда входят:
-
анатомо-морфологическое
развитие голоса образующей системы на фоне роста всего организма ребенка;
-
функциональное
совершенствование центральных отделов мозга, управляющих певческим процессом и
всей системой обратной связи “голос-слух”;
-
накопление
вокальных навыков (организация певческого дыхания, формирование естественности
в звукообразовании и правильной артикуляции);
-
совершенствования
качеств звучания голоса (тембр, звуковысотного и динамического диапазонов,
вокального интонирования, подвижности, четкости дикции), которое
рассматривается как результат роста голосового аппарата, с одной стороны, и
певческой деятельности – с другой;
-
установление
взаимосвязи между слуховым восприятием звукового образа, вокально-слуховым
представлением и воспроизведение голосом.
Основными частями
голосового аппарата человека являются: дыхательный аппарат – легкие с
дыхательными путями и дыхательными мышцами.
Певческое дыхание во многом
отличается от обычного жизненного дыхания – выдох, во время которого происходит
фонация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием переходит в
произвольно управляемый, волевой, гортань с голосовыми складками, где
зарождается звук, и артикуляционный аппарат – совокупность резонаторов. Все
части голосового аппарата находятся в непосредственной взаимосвязи и
взаимозависимости.
Деятельность голосового
аппарата в целом подчинена регулирующему влиянию коры головного мозга. Гортань
– центральный звукообразующий орган. Она выполняет три основные функции:
дыхательную, защитную и голосовую. Все они сопряжены с движениями голосовых
складок – основной мышцы гортани. Наряду с языком гортань является наиболее
богато иннервированным органом и имеет тесную нейрофизиологическую связь с
центральной нервной системой. С точки зрения физиологии пения считается
целесообразным, если в процессе фонации гортань находится в стоянии
относительного покоя. Уровень ее расположения при пении у каждого певца свой и
определяется типом голоса.
Размер гортани зависит от
пола, возраста и индивидуальных особенностей человека:
– от 3 до 14 лет, то есть
до периода мутации, развитие гортани происходит медленно, постепенно. В период
мутации рост ее становится более интенсивным. Гортанные хрящи и мышцы быстро
увеличиваются в размере, особенно у мальчиков, гортань которых в мутационный
период увеличивается на ?, а у девочек – на ?.
– к 12-13 годам длина
голосовых складок у мальчиков равна 13-
Голоса мальчиков и девочек
до момента полового созревания на слух почти не различаются. Только в момент,
когда под влиянием желез внутренней секреции начинается процесс решительной
перестройки организма, наступает и резкое различие в вокальной функции –
мутация голоса.
В период мутации у
мальчиков гортань вырастает в 1,5 раза, выпячиваясь вперед, голосовые складки
вытягиваются в длину и достигают 2-
О развитии детского голоса
с акустической точки зрения можно судить по качественным изменениям основных
характеристик его звучания. Однако не всякое способствует развитию детского
голоса. Неправильный режим голосообразования, как и нарушение гигиенических
норм в пении, приводит нередко к заболеваниям и порче голосов.
II. Голос – важное средство
общения человека с окружающим миром. Именно голосом ребенок при рождении
сигнализирует о своей жизнеспособности, и чем сильнее и громче его крик, тем
спокойнее могут быть мать и врачи за жизнь и здоровье новорожденного.
С первых дней жизни малыш
свободно выражает голосом свои эмоции, требуя пищи, смены белья или сообщая о
плохом самочувствии. В это время голос ребенка развивается свободно и
равномерно. Постепенно, еще не понимая смысла слов, ребенок начинает
подстраивать свой лепет к тому, что слышит от матери, чутко реагируя на
интонацию и ритм звучащего слова. Овладение ребенка речью сначала связано с
интересом к звуковой ее стороне, поэтому на первом году жизни реализация себя в
звуках обычно начинается с опыта звукоподражания (“му-му”
“гав-гав” и т.д.). Это первые шаги воплощения в образ, это вызванные звуком
эмоции, к которым добавляется и имитационно-двигательная активность. В этот
период большую пользу для развития голоса и речи приносит использование
фольклора: колыбельные, пестушки, потешки,
пальчиковые игры, считалки, ритм которых ребенок усваивает на подсознательном
уровне.
Проходит то время, когда
ребенок сообщал о своих потребностях только голосом, и развитие речи теперь
помогает ему сказать о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек
энергии и снять эмоциональное напряжение. А мы, взрослые, родители и педагоги,
постепенно начинаем ограничивать проявление эмоций ребенка через голос, не в
меру часть, призывая к тишине (“Не кричи!”, “Ты мешаешь!”), забывая о том, что
нарушаем этим равномерность детского развития и тормозим формирование речи.
Наверное, это происходит потому, что мы, взрослые, не задумываемся о том, что энергопотенциал ребенка, столь необходимый для здоровья и
нормального развития, восстанавливается и накапливается только после того, как
энергия будет потрачена. Речедвигательный дефицит,
возникающий из-за наших запретов громко говорить, кричать, бегать, прыгать,
из-за нашего настойчивого стремления сформировать у детей навыки “хорошего
поведения”, является одной из основных причин задержки развития голоса и речи у
детей.
Что же предпринять, чтобы
коррекция и развитие речевого и певческого голоса стали более эффективны, с
чего начать и как сделать так, чтобы первые шаги ребенка в освоении искусства
пения были радостными, увлекательными, понятными и легкими?
Практическое знакомство с
системой музыкального воспитания К. Орфа привело к
мысли начать развитие певческого голоса у детей с речевого этапа. Ведь с помощью речи, поскольку ребенок уже достаточно владеет ею,
ему намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной
выразительности: регистры голоса (низкий, средний, высокий); динамику, т.е.
громкость изменения голоса; темпы (от медленного до быстрого).
На речевом этапе надо
работать и над формированием таких певческих навыков, как дыхание, дикция,
навык головного высокого звучания, легкость и полетность голоса и даже многоголосия.
Ведь прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок должен научиться высоко и
выразительно говорить. Именно поэтому речевой этап, как подготовительный,
предшествует певческому этапу развития голоса. В содержании работы на речевом
этапе можно включать голосовые развивающие игры, речевые зарядки, речевые игры
и упражнения, ритмо-и мелодекламацию.
Несколько примеров из
практического материала:
Кто как поет
В этом упражнении даются
представления о регистрах. Средний регистр прочитывается обычным легким
голосом. Цыпленка нужно изобразить высоким тонким голосом, а тигренка и бычка –
низким, грудным.
Хочешь научиться пенью?
Ты, дружок, имей терпенье.
Вместе с нами голоси:
“До, ре, ми, фа, соль, ля,
си”.
Станешь краше и сильнее,
Здоровее, веселее!
В мире звуки хороши
К ним прислушаться спеши
В музыке лишь три регистра
–
Есть высокий, средний,
низкий.
Мой природный голосок –
Он не низок, не высок.
Я им песенки пою
Или просто говорю.
У цыпленка голос тонок,
Послушай, как пищит
цыпленок: “Пи-пи-пи”.
И тигренок не молчит –
Низким голосом рычит: “Рррр!”
А бычок мычит упрямо,
Просит молока у мамы,
Терпеливо маму ждет,
Толстым голосом поем: “Мууууу!”
Высоко щебечут птицы,
Светит солнце высоко.
Будем песни петь учиться
Быстро, весело, легко.
Песенка про смех
Все игрушки любят смех –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
Это хахоньки
для всех –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
Им смешинка в рот попала –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
И в животике застряла –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
Мишки весело хохочут –
“Го-го-го-го-го-го-го”
Толстым голосом грохочут –
“Го-го-го-го-го-го-го”
А мартышки верещат –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
Тонким голосом пищать –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!”
Поезд
Поезд подает сигнал – дети
тянут “ту-у-у-у”
Он стоять уже устал. дети произносят “чух-чух” с
Набирает поезд ход,
ускорением (замедлением) темпа
Свою песенку поет. произносят на выдохе “пш-ш-ш”.
Вежливые слова
Чтобы вежливыми быть,
Нужно “здравствуй” говорить
Всем кого б ни встретил
– Это знают дети.
Скажешь “Здравствуй!2 и в
ответ
Прозвучит: “Привет! Привет!”Здравствуйте, ладошки!
Здравствуйте, сапожки!
Здравствуйте, лягушки!
Здравствуйте, кукушки!
Здравствуй, звонкий
каблучок!
И малышка светлячок!
Здравствуй, поросенок!
И маленький теленок!
Здравствуй, шустрый
ветерок!
Звонкий детский голосок!
Здравствуй, сонная ворона!
Поезд длинный у перрона!
Добрый день ручным часам!
Громким детским голосам! дети хлопают в ладоши (хлоп, хлоп)
топают (топ, топ)
квакают (ква, ква)
кукуют (ку-ку, ку-ку)
цокают языком (цок, цок,
цок)
на выдохе произносят: “С”
хрюкают (хрю, хрю)
мычат (му-му)
дуют
“звенят” голосами (а-а-а)
дети издают шумовой звук
без фиксированной
звуковысотности (вибрант гортани)
тянут “ту-у-у”
тикают “тик-так”
громко кричат.
Применяемый
разговорно-игровой метод дает детям почувствовать возможность своего голоса,
поиграть им, одновременно выплескивая лишнюю энергию и снимая эмоциональное
напряжение; этот метод делает развитие голоса и решение коррекционных задач
веселым и интересным для детей занятием. Игры с голосом (в том числе доречевые звуки – смех, плач, гудение, крик, вой, писк,
которые заменяли нашим предкам слова в раннем детстве человечества) помогают
ребенку вернуться в доречевой период голосовой
активности и по возможности устранить неравномерности развития голоса.
Звукоподражания, фонематические загадки, пальчиковые игры,
координационно-подвижные игры эффективно развивают мимику, артикуляционную
моторику, речевой слух.
Координационно-подвижные
игры – жанр детского фольклора. Использование в логоритмике
игровых моделей, соединяющих речь и движение, главное значение в них имеет
ритм. Ритмизированная речь здесь является органической частью развития
музыкального слуха детей.
Ценность
координационно-подвижных игр заключается в том, что они:
Являются одной из
эффективных форм психологического переключения во время занятий;
Дают возможность детям
“играть” своим телом, как первым инструментом, передающим творческую
активность;
Развивают двигательные
способности, память, чувство ритма, речевое интонирование;
Учат ребенка ощущать свое
тело и управлять им;
Координационно-ритмическая
игра с пением “Здравствуйте”
Игра обычно проводится в
начале занятия и способствует концентрации внимания детей. 1. Ручки, ручки,
просыпайтесь,
Здравствуйте!
Ласковые ручки наши,
Здравствуйте!
Пальчики сердитые,
Здравствуйте!
И ладошки, наши крошки,
Здравствуйте!
3. Разбудите ножки.
Ножки, здравствуйте
И притопы, и пружинки
Здравствуйте! 2. – развести руки в стороны, подтянуться
– погладить ладошки,
– ритмично (на каждую долю)
хлопать
в ладоши
4. – пошлепать по ногам,
– наклониться к ножкам,
– притопнуть,
– слегка присесть
– ритмично на (каждую долю)
– топать ногами
выполнять легкие приседания
8. – пальчиком коснуться
глаз, ушей, носа, рта улыбнуться окружающим
9. – улыбнуться и кивнуть
друг другу
– подмигнуть
И притопы, и притопы
Здравствуйте!
И пружинки, и пружинки,
Здравствуйте!
4. Глазки, ушки, носик,
ротик,
Здравствуйте!
И улыбки, улыбки,
Здравствуйте!
5. Все друг другу
улыбнитесь,
Здравствуйте!
И лукаво подмигните,
Здравствуйте!
Пальчиковые игры
оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где
актерами являются пальцы.
Пальчиковые игры:
Развивают мышечный аппарат;
мелкую моторику; тактильную чувствительность;
“Предвосхищают” сознание,
его реактивность (ввиду быстроты смены движений);
Повышают общий уровень
организации мышления ребенка.
МузыкантыЯ на дудочке играю, шевелить
пальцами, имитируя игру на дудочке
Саша на гармошке, сводить и разводить сжатые кулачки
Петр на балалайке, движения пальцами правой руки,
имитирующие игру на балалайке
А Илья на ложках. стучать указательными пальцами один о другой.
Систематическое
использование голосовых игр готовит ребенка к управлению своим голосом и
артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий
слух, помогает устранению ряда дефектов речи. Звуковой массаж голосовых связок,
проводимый в игровой форме, – это самый простой и доступный способ профилактики
и оздоровлении голоса ребенка.
1. К.Д. Ушинский писал:
“Запоют дети – запоет страна”, а поющий народ – это сильный народ. Россия
всегда славилась многоголосным хоровым пением, своими удивительными талантами –
певцами, композиторами, музыкантами-виртуозами. Огромная роль
музыкально-певческого воспитания принадлежала учителю, который был всесторонне,
в том числе и музыкально образован.
Главная задача учителя
музыки – бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его
естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу и, как следствие,
комплексное развитие музыкальных способностей, заложенных в человеке.
Часто в жизни бывает так:
человек слышит, но не может петь, видит, но не может рисовать, повторить даже
простейшее танцевальное движение. Все дело в том, что у человека часто
отсутствует координация между голосом и слухом, глазом и рукой, телом. Это приводит
к отсутствию способности к творческому самовыражению и, как следствие, к
заторможенности, замкнутости и другим личностным проблемам.
Главная задача – увлечь,
заинтересовать детей, снять “тормоз”, добиться хоть минимального успеха в их
творческом самовыражении.
Занятия с детьми можно
проводить с движениями рук, которое дает телу раскрепощение, эмоциональное
разнообразие, внутреннюю свободу, учит координации.
Интонационно-речевые
упражнения позволяют добиться у детей внимания, артистичности. Особенно важно
обратить внимание на аккуратность выполнения тех или иных заданий, например:
движения
должны быть медленными, плавными; прикосновения к лицу, рукам, телу бережное,
тактичное;
посадка – на краешке стула,
спина прямая, пятки на полу, чтобы не изгибался воздушный столб, идущий от
исполнителя, не портилась осанка;
движения волнообразные,
плавные, красивые;
голос звучит мягко, с
растягиванием гласных. Красивые, пластичные руки, активные, широкие движения,
положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на
психологическое и физическое здоровье детей.
Детские голосовые игры
готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно-выразительному
произношению в обыденной жизни и являются полезными для развития сценической
речи и свободы самовыражения.
Предлагаемые игры и звуки
развивают и восстанавливают голос и дыхание, формируют навык восприятия и
воспроизведения звуков разного диапазона, развивают механизмы
голосообразования, фонематический слух, способствуют координации слуха и голоса.
Подобные упражнения
обеспечивают развитие ребенка, а также имеют общеобразовательную и
профилактическую функцию.
Многочисленные игровые
моменты, присущие занятиям, звучание музыки в записи и исполнении педагога,
движение под музыку, физкультминутка, чтение стихов и сказок, живое общение с
детьми пробуждает внимание и интерес детей, позволяют удерживать их в “тонусе”
в течении всего занятия.
Литература
О.В. Кацер
“Значение голосовых упражнений в развитии ребенка”. А. Буренина “Музыкальная
палитра” №1 С. Петербург
Г.П. Стулова “Хоровой
класс” Москва “Просвещение”
К. Тарасова “Новые
программы и методики” В.М. Кузина
“Музыкальный руководитель” Москва,
С. Каратаева “Голосовые
игры”. А. Буренина “Музыкальная палитра” №2 С. Петербург
Л.
Волошина “Музыкальные складушки про веселые игрушки”. А. Буренина “Музыкальная палитра” №4 С. Петербург
С. Каратаева “Здравствуйте.
Координационно-ритмическая игра с пением”. А. Буренина “Музыкальная палитра” №1
С. Петербург
И.Е. Светлова “Развиваем
мелкую моторику и координацию движения рук” Москва