Развитие детского голоса

 

 

Развитие детского голоса – это качественные и количественные изменения состояния голосового аппарата и основных характеристик его звучания, а так же развитие специфически вокальных способностей. Сюда входят:

-         анатомо-морфологическое развитие голоса образующей системы на фоне роста всего организма ребенка;

-         функциональное совершенствование центральных отделов мозга, управляющих певческим процессом и всей системой обратной связи “голос-слух”;

-         накопление вокальных навыков (организация певческого дыхания, формирование естественности в звукообразовании и правильной артикуляции);

-         совершенствования качеств звучания голоса (тембр, звуковысотного и динамического диапазонов, вокального интонирования, подвижности, четкости дикции), которое рассматривается как результат роста голосового аппарата, с одной стороны, и певческой деятельности – с другой;

-         установление взаимосвязи между слуховым восприятием звукового образа, вокально-слуховым представлением и воспроизведение голосом.

 

Основными частями голосового аппарата человека являются: дыхательный аппарат – легкие с дыхательными путями и дыхательными мышцами.

 

Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания – выдох, во время которого происходит фонация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием переходит в произвольно управляемый, волевой, гортань с голосовыми складками, где зарождается звук, и артикуляционный аппарат – совокупность резонаторов. Все части голосового аппарата находятся в непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости.

 

Деятельность голосового аппарата в целом подчинена регулирующему влиянию коры головного мозга. Гортань – центральный звукообразующий орган. Она выполняет три основные функции: дыхательную, защитную и голосовую. Все они сопряжены с движениями голосовых складок – основной мышцы гортани. Наряду с языком гортань является наиболее богато иннервированным органом и имеет тесную нейрофизиологическую связь с центральной нервной системой. С точки зрения физиологии пения считается целесообразным, если в процессе фонации гортань находится в стоянии относительного покоя. Уровень ее расположения при пении у каждого певца свой и определяется типом голоса.

 

Размер гортани зависит от пола, возраста и индивидуальных особенностей человека:

 

– от 3 до 14 лет, то есть до периода мутации, развитие гортани происходит медленно, постепенно. В период мутации рост ее становится более интенсивным. Гортанные хрящи и мышцы быстро увеличиваются в размере, особенно у мальчиков, гортань которых в мутационный период увеличивается на ?, а у девочек – на ?.

 

– к 12-13 годам длина голосовых складок у мальчиков равна 13-14 мм; в период мутации длина их увеличивается на 6-8 мм. У девочек в переходном возрасте голосовые складки растут значительно медленнее.

 

Голоса мальчиков и девочек до момента полового созревания на слух почти не различаются. Только в момент, когда под влиянием желез внутренней секреции начинается процесс решительной перестройки организма, наступает и резкое различие в вокальной функции – мутация голоса.

 

В период мутации у мальчиков гортань вырастает в 1,5 раза, выпячиваясь вперед, голосовые складки вытягиваются в длину и достигают 2-2,5 см; голос при этом сразу понижается по октаву; грудной регистр становится тембрально богаче.

 

О развитии детского голоса с акустической точки зрения можно судить по качественным изменениям основных характеристик его звучания. Однако не всякое способствует развитию детского голоса. Неправильный режим голосообразования, как и нарушение гигиенических норм в пении, приводит нередко к заболеваниям и порче голосов.

 

II. Голос – важное средство общения человека с окружающим миром. Именно голосом ребенок при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности, и чем сильнее и громче его крик, тем спокойнее могут быть мать и врачи за жизнь и здоровье новорожденного.

 

С первых дней жизни малыш свободно выражает голосом свои эмоции, требуя пищи, смены белья или сообщая о плохом самочувствии. В это время голос ребенка развивается свободно и равномерно. Постепенно, еще не понимая смысла слов, ребенок начинает подстраивать свой лепет к тому, что слышит от матери, чутко реагируя на интонацию и ритм звучащего слова. Овладение ребенка речью сначала связано с интересом к звуковой ее стороне, поэтому на первом году жизни реализация себя в звуках обычно начинается с опыта звукоподражания (“му-му” “гав-гав” и т.д.). Это первые шаги воплощения в образ, это вызванные звуком эмоции, к которым добавляется и имитационно-двигательная активность. В этот период большую пользу для развития голоса и речи приносит использование фольклора: колыбельные, пестушки, потешки, пальчиковые игры, считалки, ритм которых ребенок усваивает на подсознательном уровне.

 

Проходит то время, когда ребенок сообщал о своих потребностях только голосом, и развитие речи теперь помогает ему сказать о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение. А мы, взрослые, родители и педагоги, постепенно начинаем ограничивать проявление эмоций ребенка через голос, не в меру часть, призывая к тишине (“Не кричи!”, “Ты мешаешь!”), забывая о том, что нарушаем этим равномерность детского развития и тормозим формирование речи. Наверное, это происходит потому, что мы, взрослые, не задумываемся о том, что энергопотенциал ребенка, столь необходимый для здоровья и нормального развития, восстанавливается и накапливается только после того, как энергия будет потрачена. Речедвигательный дефицит, возникающий из-за наших запретов громко говорить, кричать, бегать, прыгать, из-за нашего настойчивого стремления сформировать у детей навыки “хорошего поведения”, является одной из основных причин задержки развития голоса и речи у детей.

 

Что же предпринять, чтобы коррекция и развитие речевого и певческого голоса стали более эффективны, с чего начать и как сделать так, чтобы первые шаги ребенка в освоении искусства пения были радостными, увлекательными, понятными и легкими?

 

Практическое знакомство с системой музыкального воспитания К. Орфа привело к мысли начать развитие певческого голоса у детей с речевого этапа. Ведь с помощью речи, поскольку ребенок уже достаточно владеет ею, ему намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: регистры голоса (низкий, средний, высокий); динамику, т.е. громкость изменения голоса; темпы (от медленного до быстрого).

 

На речевом этапе надо работать и над формированием таких певческих навыков, как дыхание, дикция, навык головного высокого звучания, легкость и полетность голоса и даже многоголосия. Ведь прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок должен научиться высоко и выразительно говорить. Именно поэтому речевой этап, как подготовительный, предшествует певческому этапу развития голоса. В содержании работы на речевом этапе можно включать голосовые развивающие игры, речевые зарядки, речевые игры и упражнения, ритмо-и мелодекламацию.

 

Несколько примеров из практического материала:

Кто как поет

 

В этом упражнении даются представления о регистрах. Средний регистр прочитывается обычным легким голосом. Цыпленка нужно изобразить высоким тонким голосом, а тигренка и бычка – низким, грудным.

 

Хочешь научиться пенью?

Ты, дружок, имей терпенье.

Вместе с нами голоси:

“До, ре, ми, фа, соль, ля, си”.

Станешь краше и сильнее,

Здоровее, веселее!

 

В мире звуки хороши

К ним прислушаться спеши

В музыке лишь три регистра –

Есть высокий, средний, низкий.

 

Мой природный голосок –

Он не низок, не высок.

Я им песенки пою

Или просто говорю.

У цыпленка голос тонок,

Послушай, как пищит цыпленок: “Пи-пи-пи”.

И тигренок не молчит –

Низким голосом рычит: “Рррр!”

 

А бычок мычит упрямо,

Просит молока у мамы,

Терпеливо маму ждет,

Толстым голосом поем: “Мууууу!”

 

Высоко щебечут птицы,

Светит солнце высоко.

Будем песни петь учиться

Быстро, весело, легко.

Песенка про смех

 

Все игрушки любят смех –

Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха

Это хахоньки для всех –

Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха

Им смешинка в рот попала –

Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха

И в животике застряла –

Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха

Мишки весело хохочут –

Го-го-го-го-го-го-го

Толстым голосом грохочут –

Го-го-го-го-го-го-го

А мартышки верещат –

Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха

Тонким голосом пищать –

Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!”

Поезд

 

Поезд подает сигнал – дети тянут “ту-у-у-у

Он стоять уже устал. дети произносят “чух-чух” с

Набирает поезд ход, ускорением (замедлением) темпа

Свою песенку поет. произносят на выдохе “пш-ш-ш”.

Вежливые слова

 

Чтобы вежливыми быть,

Нужно “здравствуй” говорить

Всем кого б ни встретил

– Это знают дети.

Скажешь “Здравствуй!2 и в ответ

Прозвучит: “Привет! Привет!”Здравствуйте, ладошки!

Здравствуйте, сапожки!

Здравствуйте, лягушки!

Здравствуйте, кукушки!

Здравствуй, звонкий каблучок!

И малышка светлячок!

Здравствуй, поросенок!

И маленький теленок!

Здравствуй, шустрый ветерок!

Звонкий детский голосок!

Здравствуй, сонная ворона!

Поезд длинный у перрона!

Добрый день ручным часам!

Громким детским голосам!   дети хлопают в ладоши (хлоп, хлоп)

топают (топ, топ)

квакают (ква, ква)

кукуют (ку-ку, ку-ку)

цокают языком (цок, цок, цок)

на выдохе произносят: “С”

хрюкают (хрю, хрю)

мычат (му-му)

дуют

“звенят” голосами (а-а-а)

дети издают шумовой звук без фиксированной

звуковысотности (вибрант гортани)

тянут “ту-у-у

тикают “тик-так”

громко кричат.

 

 

Применяемый разговорно-игровой метод дает детям почувствовать возможность своего голоса, поиграть им, одновременно выплескивая лишнюю энергию и снимая эмоциональное напряжение; этот метод делает развитие голоса и решение коррекционных задач веселым и интересным для детей занятием. Игры с голосом (в том числе доречевые звуки – смех, плач, гудение, крик, вой, писк, которые заменяли нашим предкам слова в раннем детстве человечества) помогают ребенку вернуться в доречевой период голосовой активности и по возможности устранить неравномерности развития голоса. Звукоподражания, фонематические загадки, пальчиковые игры, координационно-подвижные игры эффективно развивают мимику, артикуляционную моторику, речевой слух.

 

Координационно-подвижные игры – жанр детского фольклора. Использование в логоритмике игровых моделей, соединяющих речь и движение, главное значение в них имеет ритм. Ритмизированная речь здесь является органической частью развития музыкального слуха детей.

 

Ценность координационно-подвижных игр заключается в том, что они:

Являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий;

Дают возможность детям “играть” своим телом, как первым инструментом, передающим творческую активность;

Развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование;

Учат ребенка ощущать свое тело и управлять им;

 

Координационно-ритмическая игра с пением “Здравствуйте”

 

Игра обычно проводится в начале занятия и способствует концентрации внимания детей. 1. Ручки, ручки, просыпайтесь,

Здравствуйте!

Ласковые ручки наши,

Здравствуйте!

Пальчики сердитые,

Здравствуйте!

И ладошки, наши крошки,

Здравствуйте!

 

3. Разбудите ножки.

Ножки, здравствуйте

И притопы, и пружинки

Здравствуйте!     2. – развести руки в стороны, подтянуться

– погладить ладошки,

– ритмично (на каждую долю) хлопать

в ладоши

 

4. – пошлепать по ногам,

– наклониться к ножкам,

– притопнуть,

– слегка присесть

– ритмично на (каждую долю)

– топать ногами

выполнять легкие приседания

 

8. – пальчиком коснуться глаз, ушей, носа, рта улыбнуться окружающим

9. – улыбнуться и кивнуть друг другу

 

– подмигнуть

 

И притопы, и притопы

Здравствуйте!

И пружинки, и пружинки,

Здравствуйте!

 

4. Глазки, ушки, носик, ротик,

Здравствуйте!

И улыбки, улыбки,

Здравствуйте!

 

5. Все друг другу улыбнитесь,

Здравствуйте!

И лукаво подмигните,

Здравствуйте!

 

 

Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы.

 

Пальчиковые игры:

Развивают мышечный аппарат; мелкую моторику; тактильную чувствительность;

“Предвосхищают” сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);

Повышают общий уровень организации мышления ребенка.

 

МузыкантыЯ на дудочке играю,    шевелить пальцами, имитируя игру на дудочке

Саша на гармошке,       сводить и разводить сжатые кулачки

Петр на балалайке,       движения пальцами правой руки, имитирующие игру на балалайке

А Илья на ложках.        стучать указательными пальцами один о другой.

          

 

 

Систематическое использование голосовых игр готовит ребенка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух, помогает устранению ряда дефектов речи. Звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме, – это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровлении голоса ребенка.

 

1. К.Д. Ушинский писал: “Запоют дети – запоет страна”, а поющий народ – это сильный народ. Россия всегда славилась многоголосным хоровым пением, своими удивительными талантами – певцами, композиторами, музыкантами-виртуозами. Огромная роль музыкально-певческого воспитания принадлежала учителю, который был всесторонне, в том числе и музыкально образован.

 

Главная задача учителя музыки – бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу и, как следствие, комплексное развитие музыкальных способностей, заложенных в человеке.

 

Часто в жизни бывает так: человек слышит, но не может петь, видит, но не может рисовать, повторить даже простейшее танцевальное движение. Все дело в том, что у человека часто отсутствует координация между голосом и слухом, глазом и рукой, телом. Это приводит к отсутствию способности к творческому самовыражению и, как следствие, к заторможенности, замкнутости и другим личностным проблемам.

 

Главная задача – увлечь, заинтересовать детей, снять “тормоз”, добиться хоть минимального успеха в их творческом самовыражении.

 

Занятия с детьми можно проводить с движениями рук, которое дает телу раскрепощение, эмоциональное разнообразие, внутреннюю свободу, учит координации.

 

Интонационно-речевые упражнения позволяют добиться у детей внимания, артистичности. Особенно важно обратить внимание на аккуратность выполнения тех или иных заданий, например:

движения должны быть медленными, плавными; прикосновения к лицу, рукам, телу бережное, тактичное;

посадка – на краешке стула, спина прямая, пятки на полу, чтобы не изгибался воздушный столб, идущий от исполнителя, не портилась осанка;

движения волнообразные, плавные, красивые;

голос звучит мягко, с растягиванием гласных. Красивые, пластичные руки, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

 

Детские голосовые игры готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно-выразительному произношению в обыденной жизни и являются полезными для развития сценической речи и свободы самовыражения.

 

Предлагаемые игры и звуки развивают и восстанавливают голос и дыхание, формируют навык восприятия и воспроизведения звуков разного диапазона, развивают механизмы голосообразования, фонематический слух, способствуют координации слуха и голоса.

 

Подобные упражнения обеспечивают развитие ребенка, а также имеют общеобразовательную и профилактическую функцию.

 

Многочисленные игровые моменты, присущие занятиям, звучание музыки в записи и исполнении педагога, движение под музыку, физкультминутка, чтение стихов и сказок, живое общение с детьми пробуждает внимание и интерес детей, позволяют удерживать их в “тонусе” в течении всего занятия.

 

Литература

О.В. Кацер “Значение голосовых упражнений в развитии ребенка”. А. Буренина “Музыкальная палитра” №1 С. Петербург 2003 г.

Г.П. Стулова “Хоровой класс” Москва “Просвещение” 1988 г.

К. Тарасова “Новые программы и методики”   В.М. Кузина “Музыкальный руководитель” Москва, 2004 г.

С. Каратаева “Голосовые игры”. А. Буренина “Музыкальная палитра” №2 С. Петербург 2003 г.

Л. Волошина “Музыкальные складушки про веселые игрушки”. А. Буренина “Музыкальная палитра” №4 С. Петербург 2003 г.

С. Каратаева “Здравствуйте. Координационно-ритмическая игра с пением”. А. Буренина “Музыкальная палитра” №1 С. Петербург 2002 г.

 

И.Е. Светлова “Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук” Москва 2002 г.

 

Hosted by uCoz