«… Что есть красота и почему её обожествляют люди?»

                  (По сказке Х.-К. Андерсена «Соловей».)

Цели урока:

общая - подвести учащихся к тому, что Соловей-образ свободного певца,       аллегорический образ искусства, который говорит языком самой природы обо всём на свете; только оно способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе самого человека; искусство делает человека лучше, чище, красивее; частные – ответить на вопросы:

  1. Что входит в понятие «красота», «красивость»?
  2. Всегда ли люди оценивают настоящую красоту?
  3. Как отвечает на вопрос: «Что есть красота?» Х.-К.Андерсен в этой сказке?(«Сосуд она,  в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде»?)

 

                          Ход урока.

I.Фаза урока : «Вызов».

            Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»:

            Среди других играющих детей

            Она напоминала лягушонка.

            Заправлена в трусы худая рубашонка,

            Колечки рыжеватые кудрей

            Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

            Черты лица остры и некрасивы.

            Двум мальчуганам, сверстникам её,         

            Отцы купили по велосипеду.

            Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

            Гоняют по двору, забывши про неё,

            Она ж за ними бегает по следу.

            Чужая радость так же, как своя,

            Томит её и вон из сердца рвётся,

            И девочка ликует и смеётся,

            Охваченная счастьем бытия.

            Ни тени зависти, ни умысла худого

            Ещё не знает это существо.

            Ей всё на свете так безмерно ново,

            Так живо всё, что для иных мертво!

            И не хочу я думать, наблюдая,

            Что будет день, когда она, рыдая,

            Увидит с ужасом, что посреди подруг

            Она всего лишь бедная дурнушка!

            Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

            Сломать его едва ли можно вдруг!

            Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

            Который в глубине её горит,

            Всю боль свою один переболит,

            И перетопит самый тяжкий камень!

            И пусть черты её нехороши

            И нечем ей прельстить воображенье,-

            Младенческая грация души

            Уже сквозит в любом её движенье.

            А если это так, то что есть красота

            И почему её обожествляют люди?

            Сосуд она, в котором пустота,

            Или огонь, мерцающий в сосуде?

 

           

           

- Мы начали сегодня урок со стихотворения Н.Заболоцкого  «Некрасивая девочка». Почему автор назвал так  стихотворение вы сразу ответите. Но у меня к вам другой вопрос: действительно ли девочка так некрасива?

            - А что скрывается под этой внешностью?

            -Что красиво в этой девочке?

            (Душа, поступки, она радуется чужому счастью, не завидует.)

            - Ребята, как вы думаете, что такое красота? Какие ассоциации у вас возникают в связи с этим понятием?

            Составление кластера №1.

                       Что есть красота?

(Радость, улыбка, душа, доброта, теплота)

Несколько ассоциаций записывается на доске, а потом каждый записывает ещё 3-4. затем обсуждение в парах.

-Какое же определение даётся в словаре? Обратимся к нему.

            Обращение к словарю.

            Красота.1.Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

- Но у нас в русском языке есть ещё одно слово «красивость». Как вы думаете, красота и красивость это одно и то же?(Нет.)

            Красивость. Чисто внешняя красота, украшения, с притязаниями на красоту.

- О чём мы с вами будем говорить на уроке? (О красоте.)

-А о какоё красоте?(Истинной.)

-Да, действительно, сегодня на уроке мы с вами затронем понятие «красота». Итак тема урока: «…Что есть красота и почему её обожествляют люди?» Записываем тему урока, и обратите внимание на вопросы, на которые нам предстоит ответить:

1.Что входит в понятие «красота», «красивость»?

2.Всегда ли люди оценивают настоящую красоту?

3.Как отвечает на вопрос: «Что есть красота?» Х.-К.Андерсен в этой сказке?(«Сосуд она,  в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде»?)

 

            - Сегодня на уроке для чтения и обсуждения мы возьмём сказку Х.-К.Андерсена «Соловей», с которой вы уже познакомились дома.

II.Фаза урока «Осмысление».

           

            «В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все подданные – китайцы…»

            -С чего начинается действие в сказке?

            (С изображения дворца и сада императора)

            -Вспомним описание дворца китайского императора.

-Хорошо ли жить во дворце, сделанном из самого драгоценного фарфора, такого хрупкого, «…что страшно было до него дотронуться?»

Вокруг дворца  располагался прекрасный сад.

            -А какая деталь в описании цветника обращает на себя внимание?

            (К цветкам были привязаны колокольчики.)

            -Почему жители дворца «забывали» нюхать цветы?

            -Зачем колокольчики?

            (Чтобы в который раз восхититься красотой цветов, звоном серебра, сиянием фарфора – словом, великолепием, внешней красотой императорского сада.)

            (Сколько вокруг «слепых» и «глухих», для которых, чтобы они заметили красоту, нужно «звонить» во все колокола.)

            - Прочитайте внимательно фрагмент, в котором автор рассказывает о том месте, где жил Соловей. Почему он живёт «в дремучем лесу, который начинается за садом?» Не кажется ли вам, что Соловей и обитатели дворца живут в каких-то разных мирах? Опишите эти миры хотя бы так: что слышит и что видит Соловей, а что император и его придворные?

(Соловей видит, как рыбак ловит рыбу и слышит, как он восхищается его пением. А обитатели дворца видят только то, что в стенах сада и дворца.)

            -Откуда Император узнал о маленькой птичке по имени Соловей?

            (Из толстой иностранной книжки.)

            -Почему для автора так важно, чтобы Император узнал о Соловье именно из книги?

            (Почему ничего не слышали о нём придворные?)

            (Знати автор противопоставляет народ, с его близостью к природе. Простолюдины очень любят искусство пернатого виртуоза. Так «бедный удручённый заботами рыбак» до того заслушивался соловья, что «забывал о своём неводе».

 «Господи, как хорошо!- вырывалось у рыбака, но потом рыбак снова принимался за своё дело и забывал о соловье, а на следующую ночь снова заслушивался им и снова повторял то же самое: «Господи, как хорошо!» Девочка-кухарка говорит о соловушке как о добром друге: «Господи, соловей! Я его хорошо знаю! Как он удивительно поёт! Слёзы так и текут у меня из глаз, а на душе становится так радостно, словно матушка целует меня!..»)

            -Что смешного в сцене поисков придворными Соловья?

Чтение по ролям эпизода, когда придворные отправляются в лес на «экскурсию».

(«И вот все отправились в лес, где обыкновенно распевал Соловей; отправилась туда чуть не половина всех придворных…»)

            -«И вот запел Соловей…» А вы слышали пение соловья? А как оно называется? Давайте послушаем соловьиные трели.

Прослушивание записи с пением соловья.

            -Вам понравилось?

            -Что удивило придворных, когда они увидели Соловья? С чем они сравнивают его пение?

            (Удивила самая простая наружность. Сравнивают со стеклянными колокольчиками)

            -Как воспринял пение соловья Император? Перечитайте эту сцену.  Почему Соловей отказался от награды Императора? Найдите ответ на этот вопрос в тексте сказки.

(Самая большая награда для соловья – это слёзы, которые появились у Императора.)

            -Расскажите о том, что произошло во время состязания двух соловьёв? Куда девался настоящий соловей?

            -Найдите в тексте ответ на вопрос: в чём видит «придворный поставщик соловьёв» преимущества искусственного соловья? Зачем автор изображает его так подробно? Почему портрет натурального Соловья такой короткий?

(Главное не внешность, а что под этой внешностью.)

            -Прочитайте, что говорили бедные рыбаки об искусственном соловье? А чем особенно понравился искусственный соловей придворным? Найдите ответ на этот вопрос в тексте.

 III. Фаза урока «Рефлексия».

            -Перескажите эпизод «Болезнь Императора». Как Соловью удалось спасти Императора? Почему Соловей отказывается от всех наград, и какую награду он считает для себя самой ценной? Найдите ответ в тексте.

            -Как вы считаете, почему выздоровел Император?

            -О чём же поёт Соловей и будет петь всегда? Перечитайте этот фрагмент.

            -О чём же эта сказка Андерсена?

- На доске записаны понятия. Какие из них относятся к красоте, а какие -  к красивости?

 

Составление таблицы.

Красота                                                    Красивость

Натуральное                                              искусственное

Природа                                                     механизм

Настоящее                                                  поддельное

Живое                                                         красота внешняя

Красота духовная, живая                          (украшенность)

 

 

 

-Как вы теперь понимаете слово «красота»?

            Составление кластера №2.

            -Итак, что же такое настоящая красота – «сосуд, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде»?

            Составление синквэйнов и их обсуждение.

Красота.

Истинная, внутренняя.

Спасает, радует, живёт.

Счастье дарит всем вокруг.

Животворящая сила.

 

Прочитайте афоризмы и подумайте, какой из них кажется самым верным , и выберите эпиграф к сегодняшнему уроку:

 

Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях.

                                                                                                                       Фалес.

 

При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства.

                                                                                                                                И.Шмелёв.

 

Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца.

                                                                                                                           М.Сервантес.

 

Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой.

                                                                                                                                        В.Гюго.

 

Красота хороша, только когда она сама себя не замечает.

                                                                                                                         В.О.Ключевский.

 

 

Домашнее задание: сочинить письмо китайского императора японскому после выздоровления.

Hosted by uCoz