Алендеева
Ольга Михайловна
Советы педагогам по организации классной работы
с гиперактивными детьми( СДВ)
- СПРОСИТЕ РЕБЕНКА, ЧЕМ ЕМУ
МОЖНО ПОМОЧЬ. У этих детей зачастую очень развита интуиция. Если вы их
спросите, они смогут рассказать вам, что и как может помочь им учиться
лучше. Они нередко не решаются добровольно передать эту информацию, т.к. она
может быть довольно чудной. Попытайтесь поговорить с
ребенком индивидуально. В действительности ребенок знает лучше всех, как ему
лучше учиться. Невероятно, как часто его мнение игнорируют или вообще не
спрашивают.
- Помните, что дети с СДВ нуждаются в систематизации. Им
необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что
они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте
списки. Таблица или список неоценимо помогут ребенку, когда он теряется в
том, что ему надо сделать. Ему необходимо напоминание, предварение,
повторение, направление, границы, систематизация.
- ПОМНИТЕ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЧАСТИ УЧЕБЫ. Этим детям
необходима особая помощь: они должны получать удовольствие от уроков, на
смену неудачам и отчаянию должен прийти самоконтроль, а скуке и страху –
желание работать. Обязательно уделяйте внимание эмоциям в учебном процессе.
- Определите правила и запишите их на видном месте.
Ребенок будет немного приободрен, если будет знать, чего от него ожидают.
- Повторяйте указания. Записывайте их. Проговаривайте
их. Людям с СДВ нужно слышать одно и то же более одного раза.
- Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Так вы
можете одним взглядом "вернуть" ребенка с СДВ "к реальности". Делайте это
чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез, разрешить задать вопрос или
успокоить.
- Посадите ребенка вблизи от себя. Это поможет ему
сохранять внимание.
- Установите границы. Это не наказание. Границы
сдерживают и успокаивают. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не
вступайте в сложные, силовые дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и
споры только отвлекают. Держите все под контролем.
- Позволяйте ребенку спасительную отдушину. Разрешайте
ему выходить из класса на короткое время. Если правила поведения в классе
будут это позволять, то ребенок просто выйдет из класса, а не "потеряет"
урок, и таким образом научится таким важным вещам, как самоконтроль и
саморегуляция.
- Следите за прогрессом. Постоянная обратная связь
приносит детям с СДВ огромную пользу. Она помогает сохранить их на
правильном пути, позволяет им знать, чего от них ожидают и достигли ли они
поставленных целей, а также сильно поощряет и поддерживает.
- Разбивайте длинные задания на более короткие. Это один
из важнейших методов работы учителя с детьми с СДВ. Длинные задания зачастую
перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что "я
никогда не смогу это сделать". Когда задание разбивают на составные части,
которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно
маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку
отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание.
Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на
мелкие части, учитель позволяет ребенку доказать это самому себе.
- Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это
возможно. Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная
реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и
выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют. Они жаждут похвалы и
растут от нее. Без нее они "вянут" и "сохнут". Одним из наиболее
разрушительных аспектов СДВ является не сам дефицит внимания, а вторичный
ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому "поливайте" этих детей "от души"
поощрением и похвалой.
- Дети с СДВ нередко имеют проблемы с памятью. Научите
их маленьким трюкам, таким как мнемотехника, карточки с текстом и т.д. У них
нередко есть проблемы с т.н. "активной памятью" (Мел Левин), которая
представляет собой как бы свободное пространство на столе нашей памяти.
Любые маленькие трюки, которые вы можете придумать, - намеки, рифмы, коды и
т.п. – могут весьма помочь улучшить память.
- Объявите то, что вы собираетесь сказать. Затем скажите
это. И потом повторите то, что сказали. Поскольку для большинства детей с
СДВ наглядный метод лучше звукового, вы можете одновременно записать то, что
вы говорите или собираетесь сказать. Такой вид систематизации может весьма
помочь и расставит понятия по своим местам.
- Упрощайте указания. Упрощайте выбор. Упрощайте
расписание. Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок поймет.
Используйте колоритную речь. Так же, как и цветное кодирование, колоритная
речь помогает сохранить внимание.
- Используйте обратную связь, которая поможет ребенку
лучше понять самого себя. Дети с СДВ часто не понимают, что с ними
происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию
конструктивным путем. Спросите его, например: "Ты знаешь, что ты только что
сделал?" или "Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?" или
"Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что
сказал?" Задавайте вопросы, которые побуждают самосозерцание и
самопонимание.
- Система баллов может быть частью коррекции поведения
или системы вознаграждений младших детей. Дети с СДВ положительно реагируют
на вознаграждения и стимулы. Многие из них – маленькие предприниматели.
- Если у ребенка есть трудности в понимании социальных
намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п.,
постарайтесь осторожно дать ему точный и ясный совет. К примеру, скажите:
"Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала послушать историю
кого-то другого" или "Посмотри на другого ребенка, когда он говорит". Многие
дети с СДВ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они
просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе
ко всем детям, но его можно воспитать.
- Попробуйте использовать тетрадь связи между домом и
школой. Это может реально помочь ежедневному общению учителей и родителей и
предотвратит "аварийные" встречи. Это также послужит на пользу постоянной
взаимосвязи, которая так нужна таким детям.
- Постарайтесь использовать ежедневные отчеты о
прогрессе.
- Поощряйте и систематизируйте самоотчет и самоконтроль.
Краткая беседа в конце урока может в этом помочь. Рассмотрите возможность
применения хронометра, таймера, гудка и т.д.
- Проводите физзарядку. Один из лучших способов
воздействия на детей и взрослых с СДВ – это физзарядка, желательно
энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать
внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма
полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка
приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую
жизнь.
- Повышение учебной мотивации:
применение системы поощрений; использование нетрадиционных форм работы
(например, возможность выбора домашнего задания), обучение учащимися более
младших школьников, повышение самооценки учащихся (Задание «Я - звезда»).
- Организация учебного процесса с
учетом психофизиологических особенностей учащихся:
- смена видов деятельности в зависимости от степени
утомляемости ребенка;
- реализация двигательной потребности ребенка
(выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности:
раздать тетради, стереть с доски и т.д.),
- снижение требований к аккуратности на первых
этапах обучения;
- выполнение упражнений на релаксацию и снятие
мышечных зажимов («Драка», «Черепаха», массаж кистей рук, пальчиковые
игры М.С. Рузиной из книги «Страна пальчиковых игр»);
- инструкции учителя должны быть четкими и
немногословными;
- применение мультисенсорных техник обучения;
- проверка знаний – в начале урока;
- избегание категоричных запретов.
- Со старшими детьми уделите внимание предварительной
подготовке перед входом в класс. Чем лучше ребенок представляет себе, о чем
будет идти речь в данный день, тем лучше он овладеет знаниями в классе.