Алендеева Ольга Михайловна

 

 

Советы педагогам  по организации классной работы с гиперактивными детьми( СДВ)

  1. СПРОСИТЕ РЕБЕНКА, ЧЕМ ЕМУ МОЖНО ПОМОЧЬ. У этих детей зачастую очень развита интуиция. Если вы их спросите, они смогут рассказать вам, что и как может помочь им учиться лучше. Они нередко не решаются добровольно передать эту информацию, т.к. она может быть довольно чудной. Попытайтесь поговорить с ребенком индивидуально. В действительности ребенок знает лучше всех, как ему лучше учиться. Невероятно, как часто его мнение игнорируют или вообще не спрашивают.
  2. Помните, что дети с СДВ нуждаются в систематизации. Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте списки. Таблица или список неоценимо помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо сделать. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.
  3. ПОМНИТЕ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЧАСТИ УЧЕБЫ. Этим детям необходима особая помощь: они должны получать удовольствие от уроков, на смену неудачам и отчаянию должен прийти самоконтроль, а скуке и страху – желание работать. Обязательно уделяйте внимание эмоциям в учебном процессе.
  4. Определите правила и запишите их на видном месте. Ребенок будет немного приободрен, если будет знать, чего от него ожидают.
  5. Повторяйте указания. Записывайте их. Проговаривайте их. Людям с СДВ нужно слышать одно и то же более одного раза.
  6. Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Так вы можете одним взглядом "вернуть" ребенка с СДВ "к реальности". Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез, разрешить задать вопрос или успокоить.
  7. Посадите ребенка вблизи от себя. Это поможет ему сохранять внимание.
  8. Установите границы. Это не наказание. Границы сдерживают и успокаивают. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные, силовые дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только отвлекают. Держите все под контролем.
  9. Позволяйте ребенку спасительную отдушину. Разрешайте ему выходить из класса на короткое время. Если правила поведения в классе будут это позволять, то ребенок просто выйдет из класса, а не "потеряет" урок, и таким образом научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.
  10. Следите за прогрессом. Постоянная обратная связь приносит детям с СДВ огромную пользу. Она помогает сохранить их на правильном пути, позволяет им знать, чего от них ожидают и достигли ли они поставленных целей, а также сильно поощряет и поддерживает.
  11. Разбивайте длинные задания на более короткие. Это один из важнейших методов работы учителя с детьми с СДВ. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что "я никогда не смогу это сделать". Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, учитель позволяет ребенку доказать это самому себе.
  12. Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно. Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют. Они жаждут похвалы и растут от нее. Без нее они "вянут" и "сохнут". Одним из наиболее разрушительных аспектов СДВ является не сам дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому "поливайте" этих детей "от души" поощрением и похвалой.
  13. Дети с СДВ нередко имеют проблемы с памятью. Научите их маленьким трюкам, таким как мнемотехника, карточки с текстом и т.д. У них нередко есть проблемы с т.н. "активной памятью" (Мел Левин), которая представляет собой как бы свободное пространство на столе нашей памяти. Любые маленькие трюки, которые вы можете придумать, - намеки, рифмы, коды и т.п. – могут весьма помочь улучшить память.
  14. Объявите то, что вы собираетесь сказать. Затем скажите это. И потом повторите то, что сказали. Поскольку для большинства детей с СДВ наглядный метод лучше звукового, вы можете одновременно записать то, что вы говорите или собираетесь сказать. Такой вид систематизации может весьма помочь и расставит понятия по своим местам.
  15. Упрощайте указания. Упрощайте выбор. Упрощайте расписание. Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок поймет. Используйте колоритную речь. Так же, как и цветное кодирование, колоритная речь помогает сохранить внимание.
  16. Используйте обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя. Дети с СДВ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путем. Спросите его, например: "Ты знаешь, что ты только что сделал?" или "Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?" или "Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?" Задавайте вопросы, которые побуждают самосозерцание и самопонимание.
  17. Система баллов может быть частью коррекции поведения или системы вознаграждений младших детей. Дети с СДВ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы. Многие из них – маленькие предприниматели.
  18. Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., постарайтесь осторожно дать ему точный и ясный совет. К примеру, скажите: "Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала послушать историю кого-то другого" или "Посмотри на другого ребенка, когда он говорит". Многие дети с СДВ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать.
  19. Попробуйте использовать тетрадь связи между домом и школой. Это может реально помочь ежедневному общению учителей и родителей и предотвратит "аварийные" встречи. Это также послужит на пользу постоянной взаимосвязи, которая так нужна таким детям.
  20. Постарайтесь использовать ежедневные отчеты о прогрессе.
  21. Поощряйте и систематизируйте самоотчет и самоконтроль. Краткая беседа в конце урока может в этом помочь. Рассмотрите возможность применения хронометра, таймера, гудка и т.д.
  22. Проводите физзарядку. Один из лучших способов воздействия на детей и взрослых с СДВ – это физзарядка, желательно энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь.
  23. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрений; использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбора домашнего задания), обучение учащимися более младших школьников, повышение самооценки учащихся (Задание «Я - звезда»).
  24. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:
    1. смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка;
    2. реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски и т.д.),
    3. снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
    4. выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов («Драка», «Черепаха», массаж кистей рук, пальчиковые игры М.С. Рузиной из книги «Страна пальчиковых игр»);
    5. инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;
    6. применение мультисенсорных техник обучения;
    7. проверка знаний – в начале урока;
    8. избегание категоричных запретов.
  25. Со старшими детьми уделите внимание предварительной подготовке перед входом в класс. Чем лучше ребенок представляет себе, о чем будет идти речь в данный день, тем лучше он овладеет знаниями в классе.

 

Hosted by uCoz